• Поиск
  • UA RU

Чем порадовала и удивила минувшая неделя

Денис Безлюдько Денис Безлюдько

Журналист, блогер

В Украине растет количество "исполняющих обязанности", прокурорских налетов на бизнес и водителей на "евробляхах".

1Неожиданная рокировка в ФГИ. После более чем удачной приватизации энергокомпаний, правительство вдруг решило заменить и.о. главы Фонда госимущества. Кабинет министров на своем заседании в среду, 6 сентября, назначил главным по приватизации Виталия Трубарова вместо первого замглавы ФГИ Дмитрия Парфененко.

Трубаров с апреля руководил аппаратом фонда. У Парфененко вообще странная судьба вечного и.о. Он последние 10 лет только этим и занимается.

Похоже перед "большой приватизацией", о которой говорил президент Петр Порошенко в своем обращении к Верховной Раде, решили еще больше подстраховаться и отправили рулить ФГИ, который и так политические решения по продаже госсобственности не принимает, еще более лояльного менеджера.

Ну и второй момент. Новый глава ФГИ тоже и.о. После апрельской отставки Игоря Билоуса место вакантно. И правительство, в принципе, этим злоупотребляет. В Минздраве, Укравтодоре, Укрзализныце тоже и.о. – управлять удобнее.

2Сладкая жизнь прокуроров. На этой неделе стартовал новый сезон сахароварения. По состоянию на 5 августа были произведены первые в новом сезоне 7,3 тыс. т сахара.

ГПУ, естественно, не смогла пройти мимо такой удачи и начала с обыска в главном офисе крупнейшей компании по производству агрохолдинга Астарта, а после арестовала счета еще трех компаний, входящих в орбиту сахарного гиганта.

"Интерес" ГПУ вполне понятен. В 2016 году чистая прибыль компании выросла в 5,2 раза в сравнении с 2015 годом - до 83 млн евро, а консолидированная выручка – на 17%, до 360 млн евро.

И начало сезона – очень уважительная причина быть сговорчивей на переговорах с силовиками. На котировках акций компании активность Генпрокуратуры почти не отразилась. Но это скорее свидетельствует не о вере инвесторов в Украину, а в их уверенности в том, что компания в состоянии "порешать" недоразумения с проверяющими.

Хотя, в целом, инвестпривлекательности стране это не добавляет.

3Операция реструктуризация. Украина впервые с 2013 года выходит на рынок внешних заимствований. Министерство финансов объявило о готовности выкупить еврооблигации со сроком обращения до 2019 и 2020 годов за счет выпуска новых ценных бумаг. Общий объем выкупаемых бондов ограничен $1,5 млрд от общей эмиссии в $3,6 млрд долларов. Правительство даже пул банков уже наняло для этих целей: BNP Paribas, Goldman Sachs и JP Morgan.

Хорошая новость – Украина снова получила доступ к международному рынку капитала с более дешевым ресурсом. Кроме этого, правительство может растянуть выплату накопленных долгов во времени, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на бюджет, валютные резервы и курс доллара. Да и частным компаниям теперь проще будет заимствовать за рубежом.

Плохая новость – покупатели гособлигаций, в отличие от МВФ, не требуют бороться с коррупцией и проводить реформы. Так что соблазн махнуть рукой на требования Фонда, в условиях альтернативного источника привлечения средств, очень велик.

4Экстренный дизель. Пока Укрзализныця грезила закупкой скоростных поездов, она забыла закупить дизельное топливо для уже существующих. По состоянию на начало месяца, запасов дизеля в УЗ хватало в аккурат до 10 сентября.

Причина - саботаж перехода на формульное ценообразование при закупках топлива. Торги по новым правилам, которые должны были состояться 2 сентября, были сорваны. Участники рынка нефтепродуктов связывают это с тем, что компания до последнего цепляется за коррупционные схемы.

В итоге, 7 сентября УЗ экстренно проводит ускоренной переговорной процедуре под предлогом угрозы национальной безопасности. Укрзализныця – крупнейший потребитель дизтоплива в стране (300-350 тыс. т. в год) и прозрачность закупок там пытаются (пока безуспешно) наладить последние 2 года. А отсутствие запасов дизеля на УЗ внесло свою лепту в августовский ажиотаж на рынке сжиженного газа. Даже поставленный из-за рубежа газ, довезти до потребителя было крайне сложно: нет локомотивов, а если есть – у них нет топлива.

5Бунт «евробляхеров». В Киеве два дня бастовали возле Верховной Рады владельцы подержанных автомобилей с литовско-польской "пропиской". По данным ГФС, в Украине 63,9 тыс. таких автомобилей. По неофициальным оценочным данным их число близится к миллиону.

Основные требования - легализация уже ввезенных автомобилей и снижение пошлин на растамаживание оных. Митинг даже попробовала разогнать полиция.

Проблема сильно дискуссионная и "прохлопанная" правительством – ведь завозить начали еще в 2015-м. Владельцам официальных авто, естественно, не нравится то, что "евробляхеры" существенно сэкономили на покупке автомобилей, не заплатив пошлин. Плюс, они не несут никакой ответственности перед третьими лицами в случае ДТП. А стиль вождения многих из счастливых обладателей литовских номеров оставляет желать лучшего.

С другой, сторонники защиты отечественного автопрома – читай Порошенко-Васадзе – несколько переусердствовали с величиной ввозных пошлин, не предоставив взамен никакого вменяемого продукта этого самого автопрома.

В итоге бастующие худо-бедно договорились с депутатами. За ближайшие пару месяцев проблему каким-то образом решат. Для начала, запретят въезд автомобилей без растаможки, потом как-то легализуют те авто, что уже въехали, заставив владельцев заплатить пошлины. Пока фигурируют суммы 1-1,5 тыс. евро авто плюс акциз за "кубики".

6Почтовый газ. В начале недели медиапространство "взорвала" новость о том, что Укрпочта собирается заняться поставкой газа и уже запросила соответствующую лицензию. Пикантности ситуации добавляло то, что только что утихли баталии вокруг желания госкомпании заниматься банковским делом – открытием счетов и т.д.

На самом деле все оказалось несколько более тривиальным. Укрпочта решила сэкономить денег и обеспечить себя газом на отопительный период, закупив его летом. Лицензия была нужна для поставок газа в филиалы. Схема, конечно, слегка сложновата. Объем экономии можно будет оценить по завершению смелого эксперимента. Лицензию компания уже получила и объявила тендер на поставку газа.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев