• Поиск
  • UA RU

Что ждет рынок угля в 2019 году

Юрий Корольчук Юрий Корольчук

сооснователь Фонда энергетических стратегий

Каким будет курс Украины на формирование рынка угля, определит следующий 2018 год.

Не менее важными для этого является реализация следующих пунктов: остановка падения добычи угля, прежде всего на государственных шахтах, сокращение импорта угля и налаживания полноценной работы Национальной комиссии регулирования рынка электроэнергии и коммунальных услуг.

Однако, определяющей станет попытка установить именно рыночные механизмы, которые сделают невозможным дальнейшие манипуляции с ценами на угольный ресурс. А также избежать в Украине ситуации, когда на угольном рынке будут господствовать трейдеры, не формировать рынок, а попытаются выкупать украинский уголь по максимально дешевой цене и перепродавать его дороже. Некий искаженный вариант "купи-продай" в либеральном рынке. К такой ситуации может привести уход от определенных и понятных правил рыночного определения цены.

На такие прогнозы наталкивают дискуссии по формуле ценообразования, которая получила название "Роттердам+". Показательно, что в контексте уже почти полуторагодичных дебатов формула получила устойчивый образ "зла и коррупции". Даже рядовые граждане Украины также уверены, что до конца разобрались в «теме» и в большинстве своем считают, что формула "Роттердам+" несет в себе опасность тарифам именно для населения. Однако, как известно, своими знаниями "обычные" люди обязаны "профессионалам". И часто последние не до конца раскрывают "секреты" энергорынка.

Ну, для чего "небожителям" опускаться до "простолюдинов" и делиться с ними профессиональными хитростями? Например, что население не получает напрямую электроэнергию от ТЭС. Поэтому цены на энергоресурс для ТЭС не могут повлиять на повышение тарифов для граждан, а влияют только на тарифы для промышленных предприятий. А рост тарифов для промышленности на 10-15% может повлиять только на стоимость продукции этих предприятий. А это уже, как говорят политики, проблемы олигархов. Поэтому, например, рост стоимости угля и, как следствие, тарифов для промышленности приведет к сокращению доходов бизнес-групп.

Собственно, на сегодня угольный рынок не сформирован, а попытки его организовать наталкиваются на украинские "реалии". Такие, например, как три разные цены на уголь — для государственных шахт, для частных шахт и для импортных поставок угля. Такая ситуация создает почву для коррупционных действий. Именно на этом этапе цепочки "шахты-уголь-ТЭС-потребитель" будут в дальнейшем возникать трейдеры-посредники, которые будут покупать "по дешевке", а продавать "дорого" уголь для ТЭС.

Кстати, похожая проблема раньше была и рынка газа — до начала его реформы. Олигархи использовали близость к государственным компаниям и покупали газ для населения по льготной цене (на 60-70% дешевле), а дальше перепродавали его уже по рыночной цене для компаний. Именно это подтолкнуло МВФ фактически требовать реформирования энергетического рынка и взамен предоставлять Украине кредиты. Таким образом международные структуры пытаются достичь в Украине прозрачности и минимизации ручного регулирования цен.

Ведь цена угля государственных шахт, устанавливаемая Министерством топлива и энергетики, сегодня составляет 2425 грн/т, а цена угля по уже упоминавшейся формуле "Роттердам+" — 2113 грн/т, плюс — фактическая цена импортируемого угля. Если пойти по пути снижения цены для частных шахт, то никто не запретит трейдерам покупать уголь у частных шахт и продавать его как уголь из государственных шахт. Дополнительный "бонус" для трейдеров — купить уголь в Украине и продать его через биржу в Роттердаме. Конечно, трейдеры будут в плюсе и прибылях, а вот шахты в Украине останутся без инвестиций для развития добычи угля. Как всегда деньги "уйдут" из Украины и тогда даже не стоит мечтать об энергетической независимости. Поэтому все упирается в формирование прозрачных и понятных правил для всех рынков энергетики.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев