• Поиск
  • UA RU

Получит ли Украина "экономический безвиз"

Прошедшая неделя была ключевой для налога на выведенный капитал (НнВК).

К сожалению, на его завершение осталось больше вопросов чем ответов. Даже хуже - многие из этих вопросов являются риторическими.

В понедельник, на рабочей группе по НнВК на замечания, что площадка Министерства финансов является лишь экспертной площадкой, руководитель Проектного офиса реформ при Министерстве финансов Яна Бугримова ответила - нет, министерство является политическим органом, который несет ответственность. В частности, ответственность за договоренности с МВФ.

Позиция брать и нести ответственность вызывает уважение. Однако, касается ли эта позиция исключительно МВФ? Несет ли министерство, которому поручили делать налоговую реформу в уже далеком 2014 хоть какую-то ответственность перед национальным бизнесом и собственными гражданами?

Ключевым сообщением государственного секретаря Министерства финансов Евгения Капинуса на последней рабочей группе по НнВК в среду, было то, что дальнейшая судьба НнВК зависит уже не от Министерства, а от "политической воли". На вопрос о предусмотренных законом сроках представления проекта НнВК до 1 июля господин Капинус ответил - "немного не уложились". Далее он описал дальнейший путь документа, который начинается с публичного обсуждения проекта, которое должно продолжаться месяц. Это как раз тот месяц, которого не хватило Министерству, чтобы уложиться в срок до 1 июля.

Извините, но не является ли трехмесячная доработка в рабочей группе именно таким публичным обсуждением? И не является ли соблюдение сроков ответственностью Государственного секретаря? Может он не имеет достаточно полномочий, чтобы дать распоряжение на публикацию готового проекта? И вообще, есть ли у должностных лиц Министерства персональная ответственность?

Ответственность за невыполнение закона о сроках несет и министр. Но это только часть вопросов к Данилюку. Возглавляемое вами, господин министр, ведомство работало над важным документом - бюджетной резолюцией на 2018-2020 годы. В Украине впервые делали трехлетнюю смету расходов. В это же время в Министерстве шла работа над проектом закона о налоге на выведенный капитал, который является частью наполнения бюджета. Почему этот налог не заложен в бюджетную резолюцию? Ведь именно в трехлетней перспективе можно учесть уменьшение поступлений в первый год его действия с перекрытием этой суммы в последующие два. И не является ли подготовленная резолюция желанием снять с себя ответственность - цифры сошлись, а о проваленной налоговой реформе, - так это к Яресько? Нет, господин министр. Переход на трехлетнюю смету именно для того и предусмотрен, чтобы перейти к реализации сложных экономических реформ, снять конфликт между долговременными экономическими процессами и ежегодным бюджетным планированием.

Следующий вопрос, уже не риторический, был задан премьер-министру на встрече с бизнесом - будет ли принят НнВК в этом году? Гройсман уклонился от ответа. Фактически - попытался снять с себя ответственность. Потому что макроэкономического прогнозирования влияния этой важной с точки зрения детенизации и инвестиционной привлекательности инициативы до сих пор не сделано. При этом в Украине есть несколько институтов, которые способны это сделать, среди которых МЭРТ.

Но сейчас по собственной инициативе такие расчеты начинает готовить... Государственная фискальная служба. Не видите ли вы, господин премьер, конфликта интересов, когда ГФС готовит расчеты относительно отмены или введения отдельных налогов? Кто будет пилить сук, на котором сидит?

Возможно, премьер-министр не понимает политических последствий своих шагов. Ведь когда в конце концов осенью законопроект о налоге на выведеный налог столкнется в парламенте с законопроектом о бюджете 2018, это фактически будет означать конфликт между бизнесом и государством в лице распорядителей бюджетных средств. Конфликт создан искусственно руками Кабинета министров, подающим в парламент два законопроекта, противоречащих друг другу. И конфликт, победителя в котором не трудно определить уже сейчас.

Последний вопрос у меня к президенту. Господин президент, на Национальном совете реформ в декабре 2016 вы публично поддержали НнВК. Парламент также объявил о своей свободе, поручив Кабинету министров до 1 июля подать законопроект о НнВК. Кабинет министров не выполнил это поручение, тем самым нарушив закон.

В результате НнВК не попадет в парламент на этой сессии, а осенью вступит в конфликт с Бюджетом 2018. Это является критическим торможением налоговой реформы, о которой было объявлено на Национальном совете реформ еще в 2014. Это ставит вообще вопрос о ее завершении, ведь вводить НнВК с 2019, года выборов, вряд ли кто-то рискнет.

Мы были свидетелями того, как трудно двигался безвизовый режим для Украины. И сейчас украинцы имеют возможность путешествовать. Вслед за свободным передвижением людей так же свободно мог бы двигаться капитал. Но с нашей двойной бухгалтерией Украинский бизнес не может его привлечь, став заложником коррупционной налоговой системы.

Введение налога на выведенный капитал является ключевым изменением в налоговой системе, следствием которой станет прозрачная финансовая отчетность и привлечение инвестиций предпринимателями. Это поднятие страны через малый и средний бизнес. Это наш шанс на экономический скачок.

Бизнесу нужен закон о налоге на выведенный капитал в этом году. А Украине очень нужен "экономический безвиз"!

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев