• Поиск
  • UA RU

Ryanair: улыбаемся и машем

Яника Мерило Яника Мерило

Советник министра инфраструктуры и транспорта, заместитель мэра Днепра и советник мэра Львова

История Ryanair – это не только история ухода просто одного лоукостера, но также и показательная пошаговая иллюстрация наших проблем с пока еще открытым ответом.

Каждый менеджер знает, что переговоры ведутся исходя из того, насколько сильны позиции и какой желаемый результат. Давайте посмотрим немного на позиции. В индексе экономической свободы Украина на 166 месте, в простоте ведения бизнеса – на 80-м, в индексе коррупции – на 131 месте в мире. Судам в Украине – не доверяют. Это исходная точка реалий.

Каждый менеджер знает о том "что измеряешь, то и получаешь". Упрощенно говоря – если измеряешь прибыль, то и получаешь соответствующий результат. Где приоритетом является не удобство для граждан, поддержка развития страны и отрасли туризма, а точечные решения прибыли данного предприятия – аэропорта.

Также классикой учебника является, что часто, когда цель – прибыль, забываются другие ценности, такие как комфорт, доступность для людей и т.д. Спросите у МАУ. Хотя можно спорить о том, что у монополиста должно быть больше обязательств, чем своя прибыль. Но у государственного аэропорта должна быть миссия стать самым удобным, доступным и эффективным хабом для своих пассажиров.

Какой мог бы быть короткий диагноз ситуации? Я не претендую на правду, но исхожу из опыта 15 лет в инвест-банкинге, сидя в наблюдательных советах более 30 предприятий, с миссией привлекать инвесторов в Украину.

  1. У нас инвестиционный климат пока настолько никакой, что каждый инвестор знаково важен для страны. Особенно если это известный и показательный инвестор, который может за собой привлечь еще других. Или наоборот – спугнуть их. Реальность такова, что инвесторы видят крупный план, а не слушают наши объяснения. Рейтинги, новости о наездах, Ryanair передумал. Как вам такой Welcome to Ukraine? И в итоге многим проще открыть одну точку в новом городе, где они уже работают, чем войти в новую страну с огромной бюрократией и коррупцией.
  2. У руководства аэропорта Борисполь должна быть основная цель не зарабатывать больше прибыли, а повысить количество пассажиров. В Борисполе примерно 8,7 млн пассажиров в год. В аэропорту маленькой Риги – 5,4 млн, в еще меньшем Таллинне – 2,2 млн. Основная цель – только прибыль – иногда идет в прямой ущерб жителям и стране.
  3. В бизнесе есть понятие – переговоры. Есть разные позиции и цель достигнуть результат. И переговоры обычно ведутся исходя из цели – договориться. Невероятно неэтично комментировать детально суть переговоров, разглашая детали. И трудно поверить в невозможность найти решения. Да, даже с меньшей прибылью, но понимая стратегическую важность инвестора. И да, предложить всем те же условия. Извините, что напоминаю – у нас нет очереди инвесторов. После Ryanair она стала еще меньше. Складывается впечатление не о желании договориться, а, скорее, найти оправдания, почему не получилось. Я не говорю о "следе МАУ", но им этот результат точно не причинил ущерб.
  4. Некоторые условия, выдвинутые Ryanair, для инвесторов более чем понятные. Желание решать конфликты в Великобритании? Да вы что, мы же не доверяем судам Великобритании, мы доверяем нашим – хорошим, домашним, недореформированным. Я почти за то, что пока судебная реформа не прошла – отдать все коммерческие вопросы на аутсорсинг в Великобританию. Будет хоть доверие инвесторов, а не тихая структуризация бизнеса через другие страны. Да, к сожалению, это так. Практически все большие инвесторы, входя в Украину, имеют иностранную надстройку, так как многие вопросы в украинском законодательстве не решены так же, как в Европе, и нет никакого доверия к судам.

В заключениие хотела бы сказать: вопрос Ryanair – это не просто вопрос одного лоукостера, а история невхождения в Украину одного крупного инвестора. Который бы во многом дал новое дыхание стране. Менеджмент говорит – невыгодный для коммерческих целей договор. Иностранные инвесторы издалека могут сказать – коррумпированная и олигархическая, с большими бизнес-рисками страна, которая не способна привлекать инвесторов. А государство могло бы сказать – давайте поставим выше всего стратегию развития страны, привлечение инвесторов, комфорт для жителей, создание новых рабочих мест. И дать с этой точки зрения свою оценку происходящему.

А пока – улыбаемся и машем.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев