• Поиск
  • UA RU

Маленькая победа в большой войне

Антон Припиченко Антон Припиченко

руководитель электронной торговой площадки SmartTender

Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект 4738-д о внесении изменений в Закон Украины "О публичных закупках". Обзор изменений, которые предлагает этот закон в сфере публичных закупок.

9 ноября 2017 Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект 4738-д, что стало большим достижением для системы ProZorro. Этот законопроект нацелен на расширение круга полномочий Государственной аудиторской службы Украины (далее ДАСУ) в сфере публичных закупок, что позволит ей эффективнее бороться с тендерными схемами в системе.

Пока же 4738-д готовится к рассмотрению во втором чтении, предлагаем более конкретно ознакомиться с теми новшествами, которые он нам предлагает. ДАСУ сможет эффективно проверять закупки и штрафовать недобросовестных заказчиков, так как:

  • для мониторинга закупок аудиторы получат собственный электронный кабинет в системе ProZorro;

  • для более эффективного проведения мониторинга в систему будут интегрированы риск-индикаторы, которые позволят автоматически выявлять подозрительные закупки;

  • причинами для проверки смогут выступить обращения органов государственной власти или местного самоуправления, обращение общественных активистов, журналистские расследования в СМИ, сообщение от системы риск-индикаторов;

  • проверка сможет быть проведена в любое время с момента открытия тендера, а не только по его завершению, как это было до сих пор;

  • ДАСУ сможет потребовать устранить нарушение в течение пяти рабочих дней, а не просто предоставлять свои рекомендации;

  • прозрачность мониторинга и подотчетность аудиторов позволит минимизировать коррупционные риски, ведь все общение между представителем ДАС и заказчиком будет происходить только через электронный кабинет, а все принятые решения будут обнародованы.

Итак, законопроект 4738-д предлагает нам довольно простую и четкую схему проведения мониторинга публичных закупок и раскрытия тендерных схем. В течение 15 рабочих дней представителем ДАСУ может осуществляться мониторинг закупки, которая может потенциально содержать нарушения, дальше он готовит заключение по результатам своей работы.

Если нарушение выявлено, то у заказчика будет 5 рабочих дней для их устранения с загрузкой в систему соответствующей документации, что позволит контролировать выполнение заказчиком рекомендаций.

В случае несогласия с заключением аудиторов, необходимо добавить на страницу закупки документ с соответствующей аргументацией. В случае, если нарушения не будут устранены, ДАСУ проведет полную проверку тендера и сможет оштрафовать заказчика. Заказчик же получает право обжаловать заключение аудиторов в суде.

Почему это так важно? В 2016 году в каждой второй тендерной сделке ДАСУ выявляла нарушения. В общем, выявлено нарушений на 22 миллиарда гривен. При этом, если в 2016 году контроллеры смогли предотвратить нарушения на 4,7 млрд гривен, то в 2017 году – только на 2,7 млрд гривен.

Причиной этого является то, что, согласно сегодняшнему законодательству, аудиторы могли только предоставлять свои комментарии относительно нарушений и рекомендовать изменения к тендеру, а сам анализ закупки начиналось после ее окончания, когда деньги уже были перечислены недобросовестному поставщику.

При условии принятия законопроекта 4738-д, сфера полномочий ДАСУ расширится, что позволит оперативно реагировать на выявленные в тендерах нарушения, раскрывать и останавливать тендерные схемы и, самое главное, существенно сэкономить бюджетные средства.

Поэтому, будем надеяться, что во втором чтении принятие 4738-д пройдет успешно и эпоха мониторинга ради мониторинга завершится и преференции для "своих" поставщиков останутся в прошлом. А пока можно поздравить ProZorro с очередной маленькой победой.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев