• Поиск
  • UA RU

Будут ли банки ловить "фиктарей"

О фиктивных операциях и схемном НДС не говорит только ленивый.

Все, начиная от премьер-министра и генпрокурора и заканчивая Министерством финансов, упорно борются с теми субъектами рынка, которые, по их мнению, разрушают экономику страны, организовывая теневые бестоварные схемы, где реальных операций нет, а реальная экономия на НДС есть.

Национальный банк Украины решил не оставаться в стороне. 26 мая 2017 года НБУ выдал письмо, адресованное банковскому сектору, в котором описал критерии для определения клиентов, финансовые операции которых содержат признаки фиктивности. НБУ недвусмысленно намекает на важность не только мониторинга операций текущих клиентов банков, но и на более пристальное изучение новых клиентов перед началом деловых отношений, чтобы снизить риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового поражения.

Цели у НБУ, как обычно, самые благородные, но реакция на проблему «фиктарей», слегка запоздалая. Однако, как показывает практика, зачастую от писем НБУ страдает работа обычного бизнеса. Особенно, когда регулятор банковского сектора берется анализировать работу предприятий не банковского сектора.

По мнению НБУ признаками болезни Фиктивность являются:

  • Основной вид деятельности предприятия – оптовая торговля. Если вы при этом еще и не производитель, а покупаете и перепродаете товары, то пишите себе признак.
  • Короткий период существования компании, что, по мнению НБУ уже указывает на то, что вы стремитесь стать фиктарем.
  • Если вы новосозданное предприятие, у вас маленький (меньше 10 тыс. грн) уставный капитал, один учредитель, он же директор, адрес для регистрации значительного количества юридических лиц или предприятие не находится по месту регистрации (после этого малый бизнес уже должен рыдать).
  • Если вы все то, что перечисленно в пункте выше, и вам вдруг зашли «миллионы гривень с назначением «оплата за товары/услуги без НДС».
  • Признак «схемных расчетов» - если вам зашли деньги, и в течение одного/двух дней транзитом ушли другим с разными назначениями платежей.
  • Если оплаты осуществляются лицам, у которых есть общая связь деятельности. Здесь нужно задуматься IT-Сектору и всем, кто любит платить ФОПам, а также компаниям групы, у которых общие бенефициары. Сюда же относятся платежи между лицами, у которых общий электронный адрес, общий IP-адрес, общие почтовые адреса или телефоны.
  • Особенно вдохновляет критерий «Руководитель принадлежит к социально уязвимым слоям общества» - это студенты, пенсионеры и те, кто находятся в декретном отпуске.
  • Значительные операции с карточными счетами и кешем – тоже признак, а также – предоплата по внешнеэкономическим договорам от предприятия с небольшим сроком существования.

Юристы, практикующие в сфере налогов, прекрасно понимают, некоторую абсурдность большинства критериев. Вот только несколько возможных вариантов проблем, которые могут возникнуть у бизнеса, в результате реализации банками этого письма:

  1. Сложности с открытием счета новосозданным предприятиям и предприятиям, у которых маленький (меньше 10 тыс. грн) уставный капитал, один учредитель, он же директор, адрес для регистрации значительного количества юридических лиц (привет бизнес-центрам).
  2. Сложности с перечислением денежных средств, если вдруг банк решит, что ваши операции имеют признаки фиктивности и решит их проверить.
  3. Дополнительные к валютным, сложности с оплатой внешнеэкономических контрактов.
  4. Отказ в обслуживании текущим клиентам (особенно физлицам), если физлицо не выполнит требования банка и не предоставит подтверждение корректности работы с банком.

В условиях, когда менеджеры банка не всегда имеют должный опыт, образование и понимание работы клиентов, можно прогнозировать вал запросов и требований предоставить/обосновать/дать документацию, которые нельзя игнорировать. Ведь в письме от 2 мая 2017 г. НБУ рекомендует банкам для установления фактов:

  • Проводить собственные проверки с выездом к клиенту
  • Делать запросы в другие банки, которые обязаны предоставлять всю информацию, включая ту, которая является банковской тайной
  • Отказывать клиенту в обслуживании, если установлен высокий риск
  • И самое неприятное – отправлять информацию в Госфинмониторинг, который может направить ее для дальнейшей отработки и в прокуратуру, и в СБУ.

Будем надеяться, что банки, дорожа клиентами, будут взвешенно реализовывать предписания НБУ.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев