• Поиск
  • UA RU

Сборы ОКУтывают украинцев

Игорь Самоходский Игорь Самоходский

эксперт сектора IT Офиса эффективного регулирования(BRDO)

В Украине есть сбор, о существовании которого практически никто не знает. Уверен, что он будет сюрпризом для большинства бухгалтеров и юристов. При этом в цене продукции его уплачивает почти каждый украинец.

Речь идет о сборе с чистых носителей («болваночный сбор», «сбор за частное воспроизведение») (Сбор). Он создан для поддержки авторов/исполнителей, как украинских, так и иностранных.

Ввозя в Украину технику, импортер обязан уплатить Сбор в виде процента от ее стоимости (до 1,5%). Это предусмотрено статьей 42 Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Перечень тридцати трех видов техники, с которых платится Сбор, установлен Постановлением КМУ №992 от 26.07.2003. В него входят в том числе:

  • мобильные телефоны,
  • ноутбуки,
  • планшеты,
  • флэшки,
  • телевизоры и т.д.

В отличие от налогов, которые платятся государству и наполняют бюджет, Сбор платится частному лицу – организации коллективного управления (ОКУ). Всего в стране только 2 ОКУ уполномочены государством получать средства от Сбора.

ОКУ в свою очередь должны распределить полученные средства среди авторов и исполнителей.

Похожие сборы существуют во многих странах ЕС, а также в Российской Федерации (более известен как «налог Никиты Михалкова»). Но в Украине Сбор существует в особых условиях, где его администрирование абсолютно непрозрачно.

Три фактора непрозрачности сбора:

1. Прежде всего информация о том, сколько собрано сбора в год, является коммерческой тайной. То есть ни граждане, ни предприятия не знают, сколько денег они заплатили всего в виде Сбора двум ОКУ.

2. Отсутствует порядок распределения ОКУ средств среди авторов и исполнителей. То есть средства ОКУ получают, а вот принципов их распределения нет. Каждая из двух ОКУ сама решает, как и кому она перечислит средства.

3. Информации о том, перечислили ли ОКУ средства, и каким именно авторам/исполнителям, является коммерческой тайной, которая неизвестна никому, кроме самих ОКУ.

Также Сбор примечателен тем, что становится причиной для судов между ОКУ и компаниями-импортерами, в том числе известными международными брендами.

В едином Реестре судебных решений можно найти иски ОКУ только за последний год к ASBIS-Украина, Сони-Украина, ЭЛКО Украина, Филипс Украина и т.д.

Вряд ли непрозрачность и масса судебных споров позволяет назвать этот Сбор эффективным.

Именно поэтому мы в Офисе эффективного регулирования предлагаем рассмотреть приостановку действия данного сбора до момента разработки и утверждения всех прозрачных и понятных механизмов его сбора и распределения.

Соответствующий проект постановления КМУ со всеми сопроводительными документами уже разработан экспертами офиса и будет направлен в ближайшее время государственным органам, а также опубликован для широкого общественного обсуждения.

Мы достаточно плохо разбираемся в том, сколько и куда платим из-за законодательных норм. Исследование IFAK показало, что только 10% опрошенных украинцев знают, сколько они платят налогов.

Чем больше общественного внимания будет привлечено к сборам, налогам, порядку их администрирования и использования, тем больше там будет порядка и эффективности.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев