• Поиск
  • UA RU

Лизинговый рынок бурно растет – гендиректор «ОТП Лизинг» Андрей Павлушин

Генеральный директор «ОТП Лизинг» Андрей Павлушин

Генеральный директор «ОТП Лизинг» Андрей Павлушин

Лидер рынка лизинговых услуг «ОТП Лизинг» выводит на рынок новые продукты для аграриев, малого и среднего бизнеса и собирается побить прошлогодний рекорд, увеличив портфель в кредитовании нового бизнеса.

В прошлом году ваша компания увеличила свой объем нового бизнеса в четыре раза. За счет чего произошёл рост?

Компания «ОТП Лизинг» - один из главных драйверов рынка. По доле в новом бизнесе в прошлом году мы заняли 29%. Нам удалось осуществить практически в четыре раза больше объем лизингового финансирования  - $77 млн, тогда как новый бизнес в 2015 году составил $20 млн. Портфель на конец 2016 г. составил 3,2 млрд гривен. Мы – лидер рынка, это очень почетно для нас. Рост был связан со стабилизацией на рынке. У клиентов появился оптимизм, потому что лизинг – это инвестиции в будущее, в новые активы. Увеличился рынок агро, на котором мы активно работаем, клиенты стали больше покупать агро-активов. Показал свою динамику и автомобильный рынок. Крупные компании провели конкурс по лизингу машин, которые мы успешно выиграли, поэтому, не смотря на ситуацию в стране, мы получили в 2016 год колоссальный рост.

Лизинг – это инвестиции в будущее

Продолжится ли он в 2017 году? 

Мы оцениваем, что общий рынок должен вырасти, как минимум, на 20%. По результатам первого квартала 2017 года мы уже профинансировали $19,5 млн., что на $2 млн. больше плана и на $4 млн. больше, чем в первом квартале 2016 года. Если смотреть на наш годовой бизнес-план – мы планируем выдать не меньше $70 млн. В прошлом году мы профинансировали $77 млн, хотя в плане было $60 млн.

Какие рынки вы намерены развивать?

В прошлом году незначительно вырос рынок грузовиков, но у него есть перспективы роста.

Наши клиенты задумались о покупке новых грузовиков, сцепок, это достаточно дорогое транспортное средство. Новая сцепка может стоить $150-200 тыс. и пока на этом рынке было мало сделок. Мы надеемся в этом году на рост. Еще мы даем в лизинг судна. У нас уже есть совместный проект с компанией «Нибулон» и мы, надеемся, что в этом году выдадим в лизинг несколько суден.

Также мы запустили новый продукт «легкий лизинг», который дает возможность компаниям получить актив в лизинг при меньшем количестве документов

Первый платеж выше, но требуется минимум документов и быстрое принятие решения. С ним мы зашли на рынок среднего и малого бизнеса. Например, когда бизнесмену нужно быстро купить один автомобиль или трактор.

Кто ваши основные клиенты?

В первую очередь мы финансируем сельхозтехнику, у нас есть специальные партнерские программы с производителями агро-техники, такими как: Case IH, New Holland, Iveco, CLAAS, Manitou, AGCO, John Deere и др. Наши клиенты - это крупные, мелкие и средние сельские хозяйства. Также мы активно работаем с автомобилями для среднего и малого бизнеса. Главные наши продукты  - трактора и автомобили.

Из плана на 2017 год в $70 млн, $60 млн мы планируем вложить в агро-активы, вагоны, судна и грузовики. И отдельным бизнесом идет авто-направление - $10 млн. Хотим начать финансировать зерновозы-вагоны.

 

 

Только на первые ТОП10 лизинговых компаний приходится 60% рынка лизинга в Украине? Почему так распределился рынок?

Лизинг тесно связан с банковским финансированием, где компания берет «длинные» деньги. Сегодня такие деньги есть у сильных, уверенных в себе банков. Доступ к этим банкам имеют дочерние лизинговые компании. ОТП Лизинг имеет доступ к деньгам нашего акционера, одного из крупнейших в Европе банков ОТП, та же ситуация и с другими участниками рынка. Во всем мире время независимых лизинговых компаний уходит. Все еще существует много компаний, которые давно получили лицензию на лизинг, но провели только 1-2 сделки. Для кого-то лизинг был схемой. У нас это чистый диверсифицированный бизнес. В своей банковской группе мы решили, что банк в основном финансирует короткие деньги до года, а все что выше года - финансирует лизинг.

По результатам прошлого года строительный сектор и добывающий заняли в лизинговом портфеле только 1,6 млрд и 1 млрд грн соответственно. Есть ли этим рынкам куда расти в Украине?

Строительный бизнес занимал большое место в структуре лизинговых компаний в 2008-2009 гг. пока не наступил финансовый кризис. Сегодня в Киеве строится много жилья, но строительным компаниям пока не доверяют ни лизинговые компании, ни банки. Нет строительных структур, которые были бы не обременены большими долгами, либо большими скандалами, которым можно было бы доверять и давать технику в лизинг.

Наша компания вышла на рынок лизинга в 2010 году и строительный бум не застала. В нашем портфеле была компания Альтком, которая строила дороги и стадионы к Евро 2012 году. Но компания вышла из нашего портфеля и больше со строителями мы не работали.

Добывающий рынок также сложный. К примеру, цены на щебень в Украине упали, закрылся рынок сбыта – РФ.  И нельзя сказать, что у многих карьеров есть сейчас желание взять в лизинг технику.

Из небольших рынков, какой самый надежный и перспективный в росте?

Это однозначно сельское хозяйство, этот рынок будет и дальше продолжать расти и реструктуризироваться. Мы ожидаем больше запросов от малых и средних хозяйств. И это входит в наши планы, так как в Европе средний чек на покупку техники в лизинг в размере $300-$400 тыс. Мы придерживаемся этой суммы, но есть группы, которые берут по $8 млн, например «Кернел» или МХП. После скандала с «Мрией», где чек у нас был в размере 25 млн $, было принято решение больше на такие большие суммы не выдавать лизинг. Также есть и фермеры, которым нужен только один трактор на $50 тыс. 

Мелким бизнесменам мы охотно доверяем, поскольку у них хорошая платежная дисциплина

Из общего портфеля договоров большую часть занимает транспортный лизинг. Какая еще техника может конкурировать с транспортом?

Мы активно выдаем в лизинг автомобили. В этом году на нашем балансе будет около 4000 автомобилей. Недавно выиграли большой тендер на 350 машин у компании «Киевстар». Им нужны автомобили для обслуживания сети. «Кока-кола» берет у нас авто в лизинг, на котором развозят свою продукцию. Еще один крупный наш клиент – Карлсберг. В основном это западные компании, поскольку там лизинг в автомобилях очень популярен - около 50% машин покупаются именно в лизинг. И этот процент будет расти. Клиент только думает, что ему нужно купить машину, на самом деле у него есть необходимость в транспортной услуге. Она включается в себя наличие автомобиля, страховку, регистрацию и гарантию. В нашей стране многие пытаются это решать сами. В Европе это давно делается через лизинг. Клиент платит 300 евро в месяц и лизинговая компания берет на себя все эти вопросы.

Какие рынки вы собираетесь развивать в этом году?

Мы в этом году хотим начать финансировать зерновые вагоны. В портфеле у нас есть только полувагоны, которые перевозят щебень и руду. Ищем клиентов и поставщиков, разрабатываем продукт и думаем, к урожаю запустить продукт. Для рынка это проблемная зона. Многие предприятия не могут вывести урожай, не хватает транспорта. «Укразализниця» имеет 60-70% рынка зерновозов, но не закупает новые, предлагает старые, еще советские, из которых сыпется зерно, и компании несут большие потери. Каждый вагон стоит около $45 тыс. 

В планах также разрабатывать те рынки, где мы уже присутствуем. Это корпоративный лизинг, сельскохозяйственный, флит-менеджмент, когда клиенту нужно 100-200-300 автомобилей и дополнительно  управление парком. Ну и, конечно, СМИ: средний и малый бизнес как по агро, так и по автоактивам.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев