• Поиск
  • UA RU

Правила жизни журналистов. Денис Безлюдько об ответственности перед теми, кого приручили

Денис Безлюдько, в прошлом главный редактор издания «Украинские новости»; фото -  Катерина Корогод

Денис Безлюдько, в прошлом главный редактор издания «Украинские новости»; фото -  Катерина Корогод

.

В рамках совместного проекта премии PRESSZVANIE и портала «Новое Время» – «Правила жизни украинских журналистов» – Денис Безлюдько, в прошлом главный редактор издания «Украинские новости» (далее УН), победитель конкурса PRESSZVANIE, рассказывает о силе слова и ответственности перед теми, кого приручили.  

1      О миссии

Личная миссия любого человека – это быть счастливым. И на профессию это тоже накладывается. Если ты получаешь удовольствие от того, что ты делаешь, у тебя всё получается. И когда у тебя всё получается, ты получаешь удовольствие от того, что ты делаешь. Такой замкнутый круг.

2      О мотивации

Больше всего в журналистике мотивирует обратная связь со стороны читателей. Когда то, что ты делаешь, кому-то нужно и на что-то влияет, это очень большой внутренний стимул и источник силы. У журналистов ведь очень большая ответственность перед теми, кого они приручили. Нужно осознавать силу слова. Сейчас это сложнее, потому что много информационного шума. Но в любом случае информация способна как навредить, так и помочь. И это тоже всегда нужно держать в голове.

3      О границе между личным мнением и фактами

Да, конечно, она есть. Когда ты пишешь новость, а новость – это факт, в ней нет места для оценки. Но этот факт можно оценить, и это будет уже совсем другой жанр – это колонка «мнения». Facebook по сути – сборище маленьких колонок. В принципе, оба имеют право на жизнь. Там уже все зависит от того, кто эту оценку делает. Например, я ничего не понимаю в кардиологии. Если я зайду на форум кардиологов и начну там «вещать», это для меня плохо закончится.

4      О социальных сетях и лайкозависимости  

Facebook – это как транспорт. Если брать с точки зрения традиционной журналистики, то журналистика за последние 300 лет не менялась. Менялся транспорт, благодаря которому информация доходила до конечного потребителя.  Я начинал, когда интернета в стране было мало. То есть транспортом на то время была бумажная версия газет, телевизор, радио, в котором определенным образом доносилась информация. Потом я пошел работать в информагентство, и там транспортом уже была рассылка по e-mail. Потом появился интернет – еще один транспорт, дальше – социальные сети. Теперь появились мессенджеры. Суть не меняется. Информация одна и та же, а все это – варианты ее донесения до потребителя.

У меня сейчас в Facebook для личного удовольствия есть проект «В сухом остатке». Он начинался как мое развлечение, а по мере того, как появляется всё большее количество читателей, он перерастает во что-то большее. Если говорить про лайкозависимость, конечно, приятно, когда тебя лайкают. Когда-то давно я очень расстраивался, когда писал колонки для старой команды «Корреспондента» и кто-нибудь писал какую-то гадость. Потом, спустя годы, я уже своим авторам говорил, что если под вашей колонкой никто не напишет, что «вы – козел, и всё это не так», то значит, текст прошел мимо и никого не зацепил. Эмоции бывают разные, и любая реакция означает лишь то, что сказанное тобой достигло ушей читателей.

    5 О неудачах

На неудачах нужно учиться. Хорошее качество – научиться подниматься. Можно себе позволить постонать и пожаловаться какой-то период времени. Но потом все равно нужно что-то делать, по-другому не получится. Если журналисты накосячили – это значит есть дырка в выстроенной системе. И это повод найти эту дырку и закрыть её окончательно.

6      О достижениях

Не люблю ставить себе оценки. Это как хвастаться. По отзывам со стороны, людям нравилось, что я делал в «Украинских новостях», «Hubs», «Реалисте», «Инвестгазете». В «Инвестгазете» была такая замечательная штука – письма в редакцию. Перечислять заслуги я не люблю. Со стороны виднее. В конце прошлого года я первый раз за 20 лет сел и написал свое резюме. Получилось на 3 листа. Я его прочитал и думаю: «Крутой чувак вообще!»

7      О премии PRESSZVANIE

Во-первых, это тусовка. Для меня это единственная возможность увидеть всех коллег вместе. А так особо друг с другом никто не общается. Во-вторых, конкурс позволяет получить фидбэк извне. То есть ты что-то делаешь – и тут люди извне считают тебя лучшим редактором. Это значит, что ты не так плохо это делаешь.

8      О скромности журналиста

Журналист скромным не должен быть, он должен быть общительным. Я мизантроп и когда начинал, мне тяжело было общаться с незнакомыми людьми, мне нужно было 20 минут себя настраивать для того, чтобы позвонить или подойти к кому-то. Но это дело опыта, это нарабатывается. Хорошо построенная сеть источников позволяют быть в курсе событий и находить эксклюзивы. Ты для источника должен стать свободным ухом. На самом деле, всем хочется поговорить, просто нужно найти подход.

В 2003 году я заканчивал заниматься активным репортерством и переходил в разряд редакторов. Соответственно, я меньше звонил людям, некоторые даже звонили мне сами: «что-то ты давно не звонишь, а у нас здесь кстати такая-то ситуация происходит». Три года выстраиваешь отношения с источниками, а потом они начинают тебе звонить самостоятельно, потому что они уже привыкли. Журналист всегда должен быть открыт к общению.

9      О страсти и увлечениях

В покер и преферанс играю регулярно. На рыбалку хожу. Периодически меня заносит на танцы: вест кост и танго. Но не всегда по времени получается. Когда ты активно работаешь в каком-то СМИ, то такие хобби тяжело поддерживать, потому что сегодня во вторник ты можешь, а на следующий вторник у тебя заседание кабмина. А такими вещами нужно заниматься регулярно. Хобби – это важно, но для журналистов часто хобби заменяет работа, что способствует потом выгоранию. Если концентрироваться только на работе, то можно добить себя до депрессии. Если у тебя есть какое-то отдельное хобби, то от него можно получать удовольствие.

10  О конкуренции

Конкуренция есть всегда. Я репортерам своим пытался насадить мысль, что основная конкуренция происходит только с самим собой. Ты сегодня сделал что-то лучше, чем вчера, и лучше, чем год назад. Все остальные – это коллеги по рынку. У СМИ есть два ресурса – это время людей и деньги людей. Денег сейчас мало, время тоже ограничено, за это и идет основная война. Единственное, что меня очень сильно печалит, что в такой конкуренции очень мало кто отличается друг от друга. Инфоповоды одни и те же, подача практически одинаковая. Из-за этого основная масса потребителей не различает, кто источник. Для СМИ узнаваемость бренда – самое важное. Я считаю, что у СМИ должна быть своя фишка, которая отличала бы его от других.   

11  О вызовах  

Журналистика сейчас будет трансформироваться, и мне интересно узнать как. Лучше предугадать и попасть в эту струю. Слишком много информационного шума, и в обществе начинает зреть спрос на оценочные суждения. Столько всего сыпется на бедную голову человека, что ему нужен кто-то, который расскажет, что к чему. Я думаю, что СМИ приобретут роль отсекателей белого шума для аудитории. И кто это сделает, тот сорвет банк. Возможно, будет выпускаться газета в виде комиксов. Большие тексты люди уже тяжело читают. Кратко, емко и по полочкам, – мне этот формат ближе. Кто-то должен дать аудитории то, что они сформулировать еще не могут. Люди любят, когда за них делают выбор.

12  О главном уроке в жизни 

Правило «никогда не сдавайся» никто не отменял. Второй момент, нужно делать то, что тебе нравится. Как редактор, я когда получал текст, сразу видел: этот человек написал текст, потому что он увлекся темой и ему это понравилось, а этот человек написал, потому что он захотел заработать 100 долларов. На эмоциональном уровне, эти вещи четко видно.  

Справка

Конкурс PRESSZVANIE – показатель лидерства и профессионализма в журналистике. Ежегодно премия награждает лучших деловых и общественно-политических журналистов Украины. Особенностью премии являются открытые оценки на сайте конкурса. Организатором конкурса выступает компания  Mainstream Communication & Consulting.

Автор: Юлия Чухно.

Фото: Катерина Корогод

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев