• Поиск
  • UA RU

Что необходимо сделать для развития рынка электромобилей в Украине

Nissan Leaf - самый популярный электромобиль в Украине. В прошлом году эту модель на учет поставили 1149 человек

Nissan Leaf - самый популярный электромобиль в Украине. В прошлом году эту модель на учет поставили 1149 человек

Все больше украинцев предпочитают экологически безвредный транспорт.

В прошлом году в Украине было зарегистрировано 2,6 тыс. электромобилей (1709 – с электродвигателем и 884 – с гибридной силовой установкой). Этот показатель в четыре раза превысил результат 2015 года. Свою роль сыграло развитие электроинфраструктуры и отмена импортной пошлины, благодаря которой электромобили стали дешевле на 10%.

Стремительный рост заинтересовал крупнейших автодилеров - о планах вывода экологичных моделей в Украине заявили такие компании, как Renault, BMW и Hyundai.

НВ Бизнес опросило представителей бизнеса и власти о перспективах и проблемах рынка электромобилей в Украине.



.png_04



Генеральный директор компании Schneider Electric Украина Михаил Бубнов

Мы рассматриваем перспективность рынка электромобилей в Украине очень серьезно. По нашим оценкам, рост рынка составляет около 300% в год. И мы максимально делаем все возможное для того, чтобы работать с частными инвесторами и максимально поддерживаем нашу работу с министерствами, чтобы реализовать возможности по удешевлению доступа к электроэнергии, которое дает новое законодательство, над которым мы все работаем.

Но не стоит забывать о том, что инфраструктура в Украине на сегодняшний день под электромобили не готова. Основная причина – наследие Советского Союза по развитию электроинфраструктуры больше ориентировалась на большие города и на промышленность. И с точки зрения распределенности доступа к электроэнергии все еще есть большие вопросы. Поэтому в Украине надо ставить большое движение в направлении альтернативных источников электроэнергии. Это солнечные электростанции и различные когенерационные установки.

В Украине есть избыток генерирующих возможностей по электроэнергии. Это и атомная энергетика, это и различные альтернативные источники, и тепловые станции. Вопрос в тех самых сетях, которые могут электроэнергию принести в те места, где будут заряжаться электромобили. И вот здесь, к сожалению, у нас сеть доставки электроэнергии не готова.

Большой шаг уже сделан по дерегуляции рынка электроэнергии. Этот шаг дает возможность частным компаниям выходить на рынок доставки электроэнергии к конечному покупателю. Доходит иногда до таких смешных вещей, когда нет возможности продавать электроэнергию, просто поставив зарядную станцию, потому что необходимо было получать лицензию на продажу электроэнергии.

На сегодняшний день зачастую продается просто паркоместо. Потому что взять деньги за электроэнергию на сегодняшний день, без получения соответствующих лицензий на продажу электроэнергии, практически невозможно. Вот такие курьезы нашего законодательства, которые, конечно, должны быть решены, для того чтобы рынок именно зарядки, именно доставки электроэнергии к электромобилю был легальный, был открытый и не требовал массы согласований, возможно, и не прозрачных.



.png_05



Председатель парламентского Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк

Государство в первую очередь заинтересовано, чтобы в Украине было больше электротранспорта. Это энергетическая независимость, экологическое благополучие и экономическая выгода Украины. Электромобили выгодны не только потребителям, но и государству в целом.

Мы видим два важных шага, которые должно сделать государство, чтобы появился масштабный рынок электромобилей, и для того, чтобы мы имели соответствующую индустрию.

Первый шаг - это сделать электромобили доступными для граждан. Еще в 2015 году мы с Олегом Ляшко инициировали законопроект, который был поддержан парламентом, о снятии импортной пошлины на электромобили. Это позволило удешевить их на 10%.

Также мы инициировали законопроект №5494, которым предлагаем снять импортный НДС на электромобили, а также НДС на услуги электротакси. Его принятие позволит удешевить стоимость электротранспорта еще более чем на 20%.

Мы считаем, что это очень важный фундаментальный шаг, для того чтобы появился рынок электротранспорта в Украине, чтобы электромобили начали масштабно ввозить, для того чтобы начала создаваться система, появился спрос на соответствующую инфраструктуру. Это дополнительные рабочие места, это экономия горючего, это удобство граждан, это современные украинские города, которые не будут засорены выбросами от традиционных машин".

Сегодня в Верховной Раде идет дискуссия, о модели поддержки индустрии электротранспорта. Есть люди, которые говорят, мол, давайте сделаем как в Европе, чтобы были дотации из бюджета тем, кто покупает электрокары. Затем они будут через субвенции компенсироваться из государственного бюджета. Я лично не поддерживаю такой подход. Я считаю, что он слишком дорогой для страны, во-вторых, он слишком сложен в администрировании. Мы не можем сегодня себе позволить такой подход, который имеет место в развитых европейских странах. В то же время я настаиваю на необходимости отмены ввозного налога на добавленную стоимость на электромобили. Это позволит существенно их удешевить. 

Другой очень важный этап - это создание условий для украинского производства компонентов для электромобилей, а впоследствии и самих электромобилей. И это абсолютно реалистично, если мы сегодня безотлагательно начинаем создавать для этого условия. Для этого наша фракция предложила пакет из нескольких законодательных инициатив.

Это законодательство об индустриальных парках, которое позволит сделать выгодным производство, в том числе электромобилей и любых товаров на территории Украины через систему стимулов и преференций для национального производителя.

Это законопроекты о снятии ввозной пошлины и о рассрочке импортного НДС на 3 года и на производственное оборудование. В том числе на то оборудование, на котором могут производиться аккумуляторы и другие компоненты для электромобилей.

Мы видим принятие этого промышленного пакета реформ чрезвычайно важным для страны, для того чтобы дать толчок развитию любых производств в Украине, в том числе и таких высокотехнологичных производств, как производство компонентов и электромобилей. Это то, что делают другие страны мира - Польша, Турция, Словакия. Мы должны у них поучиться и очень быстро воплотить их опыт в Украине.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев