• Поиск
  • UA RU

Легко ли вести бизнес в Украине

По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, в случае продолжения дерегуляции Украина может занять 40-ю строчку в рейтинге Doing Business
Фото: narexpert.ru

По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, в случае продолжения дерегуляции Украина может занять 40-ю строчку в рейтинге Doing Business

В ближайший месяц будет опубликован ежегодный отчет по легкости ведения бизнеса Doing Business-2018, который готовит Всемирный банк.

Согласно прошлогоднему рейтингу Doing Business-2017, Украина поднялась на три строчки и заняла 80-е место из 190 стран. В этом отчете говорилось, что в нормативно-правовой базе, регулирующей развитие бизнес-среды в Украине, все еще остается много проблем.

Этим летом президент Украины Петр Порошенко заявил о том, что в обновленном рейтинге наша страна поднимется на 10 позиций и займет уже 70-ю строчку.

Премьер-министр Владимир Гройсман в свою очередь заверил, что в случае продолжения дерегуляции Украина может занять 40-ю строчку. Так как, по его словам, правительство за последние полгода провело ряд важных дерегуляций, и направило в парламент четыре новых законопроекта. После их принятия и имплементации Украина сможет попасть в рейтинг Топ-40 Doing Business.

О том, что сегодня мешает развитию бизнеса в Украине и как подняться в списке Doing Business выше, НВ Бизнес рассказали эксперты.

Заместитель сопредседателя Стратегической группы советников по поддержке реформ Павел Кухта

Могу предположить, что в этом году по сравнению с прошлым, мы продвинемся где-то на 10 мест в Doing Business за счет своих прогрессов в предыдущие времена: по электросетям, налогам и т.д. И это большой прогресс. Мы, скорее всего будем в лидерах (среди нескольких топовых стран) по рывку в Doing Business.

При этом в парламенте сейчас у нас лежит пакет законопроектов, которые и призваны сделать скачок в Топ-40 (которые анонсировал Гройсман). Все будет зависеть от того, как эти законы будут имплементироваться.

Подсчет рейтингов Doing Busness ежегодно происходит следующим образом: ведутся экспертные замеры, собирается статистика и к 31 марта ставится точка. На основе этого среза и выводится позиция в рейтинге. Поэтому, если до 31 марта 2018 года будет принят и имплементирован анонсированный пакет законопроектов, то мы получим этот резкий скачок до Топ-40.

В рейтинге есть целый ряд аспектов ведения бизнеса, от внешней торговли до подключения к электросетям. У нас сейчас основное проблемное место – это банкротство бизнеса и мизерные возвраты денег при банкротстве. То есть очень плохая защищенность права собственности в этом отношении.

Помимо этого, проблема разрешения на строительство – тоже наша традиционная беда. Надо смотреть шире, рейтинг рейтингом, а есть еще некие ключевые аспекты, которые нужно решить. В частности, этот пакет Doing Business содержит новое понятие, которое призвано разрешить проблему некредитования. Ведь плохо кредитуют из-за того, что кредиты почти никто не отдает. То есть в Украине из-за слабой защиты прав собственности, слабых коррумпированных судов очень легко не возвращать кредиты. Мы с этим банкопадом и столкнулись.

Исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко

Нам не стоит слишком сильно увлекаться рейтингами. Я часто слышу дискуссии по поводу того, а что надо сделать, чтобы, например, взметнуться в рейтинге Doing Business. И основное, что обсуждается, это как раз, какие технические шаги для этого нужно сделать. Пытаются бить не по всей платформе, а  какие-то отдельные точечные удары. Например, мы находимся в хвосте списка по легкости подключения к электрическим сетям. Давайте сделаем подвижку в этом направлении для того, чтобы мы взметнулись на верх.

Следующее наше очень узкое место в Doing Business - это Construction Permit (разрешение на строительство). Давайте сделаем подвижки в этом направлении для того, чтобы мы могли сделать прогресс в целом в рейтинге.

Стоит отметить, что рейтинг учитывает количество существующих налогов. Один из таких моментов нашего улучшения в прошлогоднем рейтинге, это то, что даже если ты объединяешь, ты не меняешь налоговую ставку. Суммарно она у тебя остается прежняя. Но если ты все налоги объединяешь вместе, например, платил два налога 20% и 15%, потом ты ставишь единый налог в 35%, то ты все равно будешь делать продвижение в рейтинге.

Такие технические шаги вроде как улучшают твою позицию, но в реальности ситуацию принципиально не меняют. Надо учитывать все в комплексе. А в комплексе у тебя нарисуется картинка - место положения твоей страны относительно остальных всех стран, которые есть в твоем меню, как у бизнесмена или инвестора.

Исходя из этого, можно сказать, куда ты будешь вкладывать деньги. Потому что есть концептуальная теория в мире финансов, которая звучит так, что чем более высокий уровень риска в экономике, тем большую прибыльность ты должен требовать на вложенный в эту экономику капитал. Почему к нам не заходят инвестиции? Потому что уровень прибыльности на вложенный капитал здесь, в украинской экономике, он почти такой же, как в экономике гораздо менее рисковой. 

Исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский

В обновленном рейтинге рост Украины однозначно будет, поскольку было много действий, направленных специально на повышение в этом списке. Многие решения принимались о изменении регуляторной политики, исходя из методологии расчета данного рейтинга.

Другое дело, что подобный подход достаточно односторонний. Поскольку, если мы ожидаем, что повышение рейтинга Doing Business приведет в Украину дополнительные иностранные инвестиции, то мы должны понимать, что есть элементы, которые касаются Doing Business, а есть элементы, которые касаются страновых рисков. И если мы посмотрим на те риски, о которых говорят, в частности, иностранные инвесторы в исследовании идей Dragon Capital, то там мы увидим, что основные препятствия носят более системный характер. То есть они именно касаются коррупции и судебной системы.

Возможности коррупции сокращаются при улучшении регуляторной политики, это очевидно. Но то, что касается возможности рейдерства, возможности государственного рэкета, давления со стороны правоохранительных органов, возможности потери права собственности из-за коррумпированности судебной системы, все это остается. Поэтому без решения этих проблем есть большая вероятность того, что изменение места в этом рейтинге не даст нам такого влияния, как можно было бы ожидать.

Основная проблема, которая сдерживает наш экономический рост - это низкое качество государственного управления. То есть те решения, которые могли бы быть приняты намного раньше, они принимаются очень долго. У нас высокий уровень коррумпированности людей, принимающих решения на всех уровнях, включая депутатов, поскольку многие решения требуют законодательного урегулирования.

Улучшение в этом рейтинге будет, но насколько большое и какой будет от него эффект, это другой вопрос.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев