• Поиск
  • UA RU

На выход. Почему Ryanair не хочет возвращаться за стол переговоров

Лидер европейского рынка в сфере бюджетных авиаперевозок – Ryanair, решил отвергнуть какую-либо возможность возобновления переговоров по Украине.

На вопрос, получала ли авиакомпания приглашение к возобновлению переговоров и планирует ли она к ним возвращаться, в пресс-службе ирландского лоукостера дали четкий ответ: “Спасибо за ваше сообщение, но нам больше нечего добавить к нашему пресс-релизу от 10 июля”.

НВ Бизнес решил опросить министра инфраструктуры, директора аэропорта Борисполь и эксперта авиационной отрасли о том, с чем может быть связана такая позиция Ryanair и какие основные цели были у этой авиакомпании на украинском рынке?



.png_11



Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян

Насколько мне известно, авиакомпания Ryanair не отбрасывает возможность вернуться за стол переговоров. Премьер-министр Украины дал чёткое задание руководству аэропорта Борисполь - возобновить переговоры с лоукостером. Хотел бы обратить внимание на то, что в 2017 году Ryanair планировал зайти в два аэропорта, а в ближайшем будущем ещё в 4 региональных.

Таким образом, шесть крупных городов Украины, включая Киев, являются заложниками поведения руководства аэропорта Борисполь.

Надеюсь, аэропорт Борисполь примет во внимание интересы пассажиров, в том числе, и в регионах Украины, и поставит их выше собственных амбиций.

Ryanair должен быть в Украине.



.png_12



Генеральный директор аэропорта Борисполь Павел Рябикин

Еще в начале переговорного процесса с Ryanair, мы неоднократно выражали предостережение, что часть их финансовых ожиданий мы не сможем удовлетворить. Это связано со спецификой украинского законодательства и конфликта модели лоу-кост аэропорта и хабов аэропорта, которым сегодня является Борисполь.

Мы сделали шаги навстречу и предложили авиакомпании Ryanair ряд конструктивных предложений. Для удовлетворения требований мы сознательно пошли на снижение пассажирского сбора для получения ожидаемых авиакомпанией $7,5 за одного пассажира. Это нам стоило ежегодного недополучения в размере 360 млн грн.

Кроме того, с учетом ожиданий Ryanair мы изменили публичную оферту - установили 80% скидку от базового пассажирского сбора на новых направлениях (так называемая норма о 100 км). Таким образом, мы соинвестируем в новое направление исключительно в случае гарантии со стороны лоукостера по наращиванию пассажиропотока на данном направлении и увеличение географии полетов.

Ryanair славится своими громкими заявлениями и агрессивной манерой ведения переговоров, делая тактический ход с выходом из того или иного аэропорта. Таким образом авиакомпания заставляет чиновников разных стран, в том числе европейских, быть сговорчивее в переговорах.

В начале переговоров Ryanair выдвигает большое количество требований, многие из которых достаточно абсурдные или даже противозаконные. На следующих этапах она поступается этими требованиями. Такой подход позволяет отстоять в переговорах именно те позиции, которые для них принципиально важны.

Мы точно уверены, что переговоры возобновятся в формате аэропорт / Министерство / Ukraine Investment Promotion Office и будут более успешными, если в них будет как можно меньше политики.



.png_13



Эксперт авиационной отрасли Сергей Хижняк

Переговоры по поводу выхода лоукостера на украинский рынок проходили в несколько этапов. Изначально Ryanair вышел со своими условиями, Борисполь — со встречными. После этого ирландцы обновили свое предложение, но уже с учетом того, какие позиции для них были принципиальны. Но все равно, условия оказались неприемлемыми для Борисполя. Сегодня, похоже, стороны пока не видят, как можно сбалансировать интересы и прийти к компромиссу.

Для любого авиаперевозчика важны две вещи. Первое — видеть потенциал рынка (доходная часть авиакомпании). То есть, сколько билетов она сможет продать и по какой цене. Второе — это стоимость обслуживания в аэропорту (расходная часть). Если хотя бы одно из условий не соблюдается, авиакомпания не будет открывать рейсы и выходить на рынок. 

Ryanair – это компания, как и любой другой лоукостер, которая зарабатывает не только на продаже билетов, но и на дополнительных услугах. Поэтому этот доход для авиакомпании очень важен. Даже если зайти на их сайт, то здесь при покупке билета, пассажиру сразу же довольно агрессивно начинают предлагать дополнительные услуги — выбор места в самолете, покупку багажа, страховку, аренду машины, бронирование гостиниц и другие услуги. На это всем Ryanair зарабатывает. Их сайт — это агентство путешествий, а не только сайт авиакомпании. 

Самое главное, что увидел Ryanair — это очень прямой посыл, что их здесь не хотят. Авиакомпания ведь понимает, что договориться о начале полетов — это только первый этап. А дальше будет операционная деятельность. Службам аэропорта и хендлинговым компаниям очень легко испортить жизнь любой авиакомпании. Например, организовывая ежедневные задержки рейсов. Авиакомпания просчитывает свою тактику вперед и видит, что если не хотят, то зачем так напрашиваться.

Ryanair — это также большая компания, возможно, бюрократическая внутри. Мы же ничего не знаем, о том, как работает Ryanair внутри, как там принимаются решения, какие у них внутренние KPI. На каком-то этапе появилось решение — давайте попробуем Украину. Два дня назад принято другое решение — не получилось. Все, прошедшие переговоры уже история. Теперь нужны будут новые переговоры. Другими уже будут переговорные позиции сторон. Наша, конечно же, уже слабее.

Ryanair — это акционерное общество. Во главу угла здесь поставлены интересы акционеров. А если точнее — дивиденды и стоимость акций. А она зависит в том числе и от информационного фона. Хорошие новости — и акции растут в цене, а на плохих — падают. Об украинском фиаско написали практически все европейские медиа, включая Financial Times. Естественно, это были плохие новости. А они Ryanair точно не нужны. Ведь украинский проект — это были инвестиции в будущее, сегодня авиакомпания зарабатывает не в Украине, а в ЕС. Куда и будут перебазированы зарезервированные под киевские и львовские рейсы самолеты. Деньги любят стабильность. В краткосрочном периоде проще открыть 181-е направление из Станстеда.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев